» » Ментальная арифметика: что это такое
  • 7-07-2019, 21:45
  • Ментальная арифметика: что это такое

    Скорость, с которой в современном мире развиваются наука и технологии, заставляет родителей задуматься над тем, чтобы их дети усовершенствовали базовые навыки обучения. Это залог успеха. Один из важнейших навыков — счет. Многие родители с этой целью ищут нестандартные методики. Им посоветуем поинтересоваться, ментальная арифметика — что это такое, как ею овладеть.

    Что такое ментальная арифметика

    В последнее время все популярнее становится оригинальная методика — ментальная арифметика. Для многих это совершенно новый способ обучения детей математическим вычислениям, хотя в Японии он применяется уже более трех тысяч лет.

    Именно там изобрели специальные счеты — абакус, с помощью которых проходит обучение. В чем его суть?

    Все просто. Традиционные способы обучения правилам проведения математических расчетов базируются на двух главных составляющих мышления — памяти и логике. Важно запомнить, сколько будет, если сложить или вычесть, умножить или разделить такие-то числа, а также правила проведения этих операций.

    Если с двухзначными большинство не наделенных особыми способностями детей, а кто-то и с трехзначными цифрами справится, то с четырех-, пятизначными и более вряд ли обойдется без калькулятора.


    Ментальная арифметика для детей основывается на активизации обоих полушарий мозга человека: правого, что отвечает за креативность, воображение, впечатление и эмоции, и левого, которое позволяет анализировать и выстраивать логическую цепь размышлений, проводить аналогии, то есть отвечает за все мыслительные операции.

    У обычных людей более развито левое полушарие, которое обеспечивает логическое мышление, а вот с правым беда: развитию творческого мышления и образности, интуитивности в процессе обучения ребенка и познания им мира уделяют минимум времени и сил.

    Ментальная математика основывается на стимуляции обоих полушарий. В результате дети, которые начали заниматься по этой методике, уже через полтора года могут в уме производить любые математические операции с многозначными цифрами.

    Эта система обучения интересна для целевой аудитории детей от 4-х до 16-ти лет, потому что их мозг очень гибкий. Поэтому легко развить те или иные навыки и возможности.

    Кстати, ментальная арифметика не только обучает счету, ведь дети не калькуляторы. Она нацелена на укрепление и развитие нейронных связей головного мозга, благодаря чему увеличивается скорость и качество мышления ребенка. Она вырабатывает навыки поиска нестандартных решений, творческого подхода к решению проблемы, креативности, а кроме того, развивает у ребенка настойчивость и упорство.

    Ментальная арифметика: как проходит обучение

    Рассмотрим важные вопросы, которые волнуют всех родителей, — как по этой методике обучают ребенка, есть ли негативные последствия применения системы обучения?


    Для наглядности расскажем обо всем в вопросах и ответах:

    • С какого возраста начинать обучение? Можно ли такие навыки развить у взрослого?

    Обучение по этой системе лучше начинать с дошкольного возраста, когда ребенок приобрел основные социальные навыки, умеет хорошо разговаривать и у него обострено желание узнавать как можно больше о мире.

    Наилучший возраст для начала обучения ментальной математике — 4 года. Японские и китайские ученые провели эксперимент, начав обучать по такой системе одновременно детей и взрослых. Взрослые существенно отстают от детей, потому что слишком замедлены мыслительные реакции и восприятие мира. Поэтому обучение лучше начинать пораньше.

    • Как проходит обучение?

    Счеты абакус — базовый инструмент, с помощью которого проходит обучение. Они отдаленно напоминают костяшки обычных счетов.

    Дети сначала щупают их и передвигают. Так задействуется мелкая моторика, причем работают обе руки. Соответственно, такие упражнения активизируют левое полушарие, потому что малыши получают наглядный результат вычислений. Одновременно стимулируют воображение, потому что дети начинают представлять результат на основе моторной памяти. Таким образом синхронизируется действие полушарий мозга.

    Детей обучают в группах. Задания выдают такие, которые соответствуют уровню развития обучаемого.

    • Сколько нужно заниматься, чтобы научить ребенка основам ментальной математики?

    Занятия проходят 1 или 2 раза в неделю. Есть несколько уровней обучения — до 12. На каждый из них затрачивается до 4-х месяцев.

    • Можно ли самостоятельно обучить ребенка ментальной математике?

    Подобные методики — прерогатива специалистов. Сегодня нет хороших пособий для родителей, которые позволили бы реализовать этот метод обучения самостоятельно.

    • Чего стоит опасаться, прибегая к такой методике?

    Выбирая любой способ обучения малыша, всегда будьте осторожны. Ментальная арифметика, минусы которой проявились в деятельности школьников, также относится к этой категории. Согласно ее стратегии, ребенок научится быстро считать, но не повлечет ли это негативные последствия?

    Чего нужно опасаться, выбирая этот способ обучения:

    1. Левое полушарие перестанет эффективно работать. Случается, что вычисляет малыш отлично, а вот решить задачку, где нужно выстроить логическую цепочку размышлений, не способен. В этом случае навыки простого, но быстрого счета не эффективны. Придется следить за этим моментом и дополнительно развивать мышление ребенка.
    2. Отсутствие у ребенка представления о том, где и как он может применить свои новые возможности. Это мотивационная составляющая каждого процесса обучения. Ее отсутствие — проблема не только ментальной математики, но и любой, в том числе традиционной системы обучения. Если у ребенка нет представления о применении навыков, то они быстро «стираются». Демонстрируйте, как и где он может применить свои суперспособности.
    3. Изменения личности ребенка. Подобные системы воспитания уникальных навыков и свойств чреваты тем, что подавляется личность ребенка, его способности и возможности. Согласитесь, не все рождаются художниками, так почему же все должны стать математиками?!

    Определенные умения можно сформировать путем тренировок и выполнения специальных упражнений. Но подумайте, кого хотите воспитать — гения или гармонично развитого ребенка. Все способности и все стороны личности малыша должны получать адекватное стимулирование.

    Поскольку теперь родители ознакомлены с особенностями воспитания и обучения по методике ментальной арифметики, то вправе решать, хотят ли развить математические способности ребенка именно таким способом.

    Оставьте в стороне собственные амбиции. Выбирая систему обучения, думайте исключительно о комфорте и развитии детей.